В Санкт-Петербурге на фестивале “Послание к человеку” состоялась российская премьера драмы режиссера Вацлава Мархоула “Раскрашенная птица”.
В начале сентября мировая премьера прошла на Венецианском кинофестивале, откуда трехчасовая черно-белая картина уехала без призов, хотя числилась в фаворитах.
Вероятнее всего жюри смутил трудно выносимый объем жестокостей ленты. О нем также предупредили открывавшие показ кинокритик Андрей Плахов и актер Удо Кир. Последний попросил аудиторию все же досмотреть фильм до конца.
Фабула проста: главного героя – мальчика-еврея (он безымянен до финала, а всех диалогов в фильме от силы минут 15) родители в войну отправили к тетке в деревню. Живут они вдвоем, но в одну ночь тетка умирает, а дом сгорает.
После этого у мальчика начинаются странствия-мытарства по кругам ада по селам и городам, где он будет претерпевать все виды морального и физического насилия.
Первую половину, кстати, зверствовать над ним будут простые крестьяне – из самого “легкого”: партизаны “продадут” его немцам, чтобы купить спокойную жизнь нужной им деревни.
“Тяжелые” случаи пожалуй лучше вообще не описывать - когда появятся фашисты, проскользнет что-то вроде облегчения – эти до такого не додумаются.
Стилистически фильм наследует Алексею Герману и Беле Тарру: тотальной мизантропией и монохромной выверенной неторопливостью; идейно равняется и спорит с “Иди и смотри”.
Кстати, эпизодическую роль в “Птице” играет как раз Алексей Кравченко, снимавшийся в фильме Элема Климова.
Во второй половине, когда и сам главный герой начинает терять человечность – вырисовывается общий смысл всего “парада жестокостей” и замысел о тотальном расчеловечивании, происходящим на войне. Не сказать, что идея нова, но выполнена на невиданном доселе уровне отказа от табуирования чего-либо на экране.
Вообще, картина настолько безжалостна к зрителю, что, пожалуй претендует на жанр “фильм-насилие”.
А по идейному замаху и размаху показанного – на итоговой фильм о Второй мировой войне. Доживи до него Виктор Астафьев – тоже “безжалостно” писавший о войне, думается, он бы его крайне одобрил.
В широком российском прокате картину пока сложно представить, особенно на фоне ненатуральных военных сказок типа “Т-34”. Рекомендовать к просмотру тоже язык не повернется.