30 августа президент России встречался с тверским губернатором Игорем Руденей.
Глава региона рассказал об инициативе передвинуть речной вокзал, построенный на месте снесенного в советские годы древнего Отроч монастыря.
«Он сделан на части того места, где была церковь. Это та церковь, где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа», — сказал Руденя.
«Это только одна из версий», — заметил в ответ Путин.
Спустя 4 дня, на Восточном экономическом форуме президент вновь вспомнил про эти события.
«Вторая версия простая, что он его не убивал и не проезжал, а если проезжал, то проехал мимо», — сказал президент, отвечая на вопрос модератора сессии Сергея Брилева, напомнившего главе государства о его недавнем разговоре с губернатором Тверской области.
На реплики президента отреагировали в РПЦ.
Житие митрополита Филиппа можно поправить, если подтвердится, что он не был убит Малютой Скуратовым, заявил РИА Новости член синодальной комиссии по канонизации протоиерей Владислав Цыпин.
"Что касается возможности внесения изменений в житие, то, разумеется, жития не являются Священным писанием, которое не подлежит редактированию", - отметил Цыпин.
Напомним,
митрополит Филипп II (в миру Фёдор Колычёв; 1507-1569) — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного.
До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу.
Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.
В 1652 году Филипп был канонизирован, а его мощи перевезли в Москву.
Возможно, на убийство опального Филиппа имелось тайное указание царя, так как Скуратов не мог самостоятельно решиться на убийство известного церковного деятеля и остаться безнаказанным.
По мнению профессора Р. Г. Скрынникова, убийство было совершено с согласия царя.
Основным источником версии об убийстве митрополита по указанию Ивана Грозного выступает житие, написанное в конце XVI века, а также несколько летописных упоминаний позднего происхождения и ряд воспоминаний современников.
Версия об убийстве митрополита Филиппа Малютой Скуратовым является традиционной в историографии, её разделяют как историки XIX века: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, Н. И. Костомаров, так и XX века: Г. П. Федотов, Р. Г. Скрынников, а также богословы и церковные историки такие, как митрополит Макарий (Булгаков), А. В. Карташёв.