С 9 сентября в (относительно) широком прокате идут две новые российские картины - "Петровы в гриппе" Кирилла Серебренникова и "Блокадный дневник" Андрея Зайцева.
Фильмы о русской хтони – редкий жанр в родном кинематографе, поэтому аналоги для “Петровых в гриппе” подобрать трудно.
Разве что “Хрусталев, машину!” Алексея Германа – мало кем виденный и кажется, до сих пор неоцененный, да недавние “Топи” Владимира Мирзоева.
Созданный Кириллом Серебренниковым трип по закоулкам современного российско-советского бессознательного сложно поддается описанию – в этой ленте повествовательные пласты наезжают друг на друга с безумной скоростью и практически тут же отменяются.
И даже умереть в этом бреду не получится - начнешь опять сначала, и все пути приведут в тот же самый автобус, который едет по кольцу.
Россия – наше отечество, смерть неизбежна. Вечен только аспирин 1977 года выпуска и новогодняя елка в ТЮЗе.
Пока что – это наверно лучший российский фильм года, блистательно снятый и сыгранный.
"Блокадный дневник" - самый титулованный российский фильм 2020: победитель ММКФ, обладатель трех "Золотых орлов" и двух "Ник".
Фабула ленты строится на эпизоде их воспоминаний поэтессы Ольги Берггольц, где она описывает, как в феврале 1942 шла через вымирающий Ленинград к своему отцу, не надеясь на благополучный исход этого путешествия.
Несмотря на множество наград, у зрителей, успевших его увидеть на фестивалях, впечатления не самые радужные - на Кинопоиске рейтинг картины 4,7/10 при 600 оценках.
Вероятно, негативной реакции способствует режиссерская установка на дотошное объяснение происходящего на экране закадровым текстом - он идет больше половины хронометража картины.
В результате драматургия подменяется упрощенной дидактикой, к которой следует отнести и вступление с ходульно-штампованными немецкими солдатами.
При этом на экране видны усилия художников воссоздать блокадный город, они и есть главное достоинство фильма.