30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. В эту дату вспоминают тех, кто был невинно осужден и репрессирован в 30-50 годы прошлого столетия.
Этим событиям сотрудники Музейного комплекса города посвятили выставку «Вставал впереди Магадан», которая начала работать в выставочном павильоне парка «Маяк».
В Магадане главный символ памяти о тех временах – мемориальный комплекс «Маска Скорби». В настоящее время центральный монумент комплекса закрыт на реставрацию.
Поэтому музейные предметы из закрытой временно экспозиции представили в павильоне парка, где реализуется выставочный проект «Город у моря Охотского».
"Когда начали работать над выставкой, поняли, что ее нужно сделать гораздо шире.
К предметному фонду добавили уникальные материалы, документы, произведения искусства", - отметила руководитель Музейного комплекса Вера Смирнова.
Открывает выставку карта лагерей СССР, на которой отмечен «Треугольник страданий». Его вершины – города, в которых должен был состояться проект Эрнста Неизвестного.
Магадан был первым, где воздвигли «Маску Скорби».
Вторая очередь проекта – в Екатеринбурге, третья будет в Воркуте. В 2017 году в Магадан доставлена земля из этих городов. В свою очередь каменистая магаданская почва с сопки Крутая отправлена туда, где уже установлены или будут установлены памятники жертвам репрессий. Таким образом протянулась незримая нить между вершинами скорбного треугольника.
Некоторые из них можно взять в руки, познакомиться самостоятельно: альбомы, книги, карты, отражающие местонахождение колымских лагерей. Много экспонатов представлено в выставочных витринах.
Есть материалы недавних лет, но и они имеют прямое отношение к тем событиям. Например, документы межведомственной комиссии по увековечиванию памяти жертв политических репрессий.
Её выездная сессия работала в Магадане в 2017 году.
Есть экспонаты, посвященные скульптору Эрнсту Неизвестному: книги, фотографии, свидетельства современников с которыми вместе он строил Маску Скорби.
Все предметы экспозиции из «Маски Скорби» подлинные. Они доставлены из лагерей Бутугычаг и Днепровский еще в 1996 году.
Но часть поступила в фонд совсем недавно. Например, большой отражатель на лагерный фонарь. Он сделан из распущенных консервных банок, приходивших на Колыму по лендлизу.
Представлены и такие скорбные свидетельства, как колышки с колымских лагерных погостов - ни дат, ни имён...
Некоторые экспонаты дополнены интересными материалами из недавнего прошлого.
фото: мэрия Магадана
В 90-е годы активно стали проходить реабилитационные процессы, стали печататься воспоминания современников ГУЛАГа и Дальстроя. В Магаданском книжном издательстве вышли в свет замечательные книги: Асира Сандлера «Узелки на память», и «Современники ГУЛАГа», написанная им в соавторстве с Мироном Этлисом. В каждой из них найдутся страницы, который станут иллюстрацией к выставочным экспонатам.
Вера Смирнова обратила внимание посетителей выставки на самодельную ложку с миской, из которой ели заключенные.
Рядом представлены стихи - «Баллада о баланде», написанная Асиром Сандлером совместно с Николаем Заболоцким в одной из тюрем на пересылке.
Среди экспонатов есть рисунки Георгия Кусургашева. Он прошел весь «ад» колымских лагерей. По памяти он делал зарисовки – свидетельства того, как люди выживали, справлялись с изнурительной работой.
фото: мэрия Магадана
Представлены и работы современных магаданских художников Александра и Владимира Мягковых.
"Их обращение к этой теме доказывает, что не может и не должно быть забвения невинных страданий. Память какими-то незримыми нитями привязывает нас к тем событиям.
Горе нам, если мы это забудем. Например, многие магаданцы даже не знают о том, что улица Полярная проходит по кладбищу и делит его на две части.
Под асфальт ушли могилы художников, поэтов и вохровцев, которые их охраняли, вольнонаемных дальстроевцев... Это наша история, мы ее уже почти забыли, и нам спокойно. Но когда смотришь на работу «Этап» Александра Мягкова - невольно вспоминаешь об этом. И вдруг, понимаешь, что каждый человеческий лик, написанный с долей условности, воспринимается, будто лицо с большой документальной фотографии. И ты должен увидеть каждого, запомнить даже того, кого не видно за строем, светится лишь его ладонь…
Вглядываясь, вы не найдете двух лиц с одинаковой эмоциональной окраской. В одних глазах - страх неведомого, в других - уже сломленная личность, но кто-то горд и не хочет склонять головы.
Работа Владимира Мягкова - диптих Цветок Колымы - отличается удивительной техникой, созданной им самим. Полотна обращают нас к тем же событиям, но уже иначе. Художник прослеживает не индивидуальную судьбу людей с этапа, а поднимается до символического обобщения: один из многочисленных этапов, который пробирается по заснеженной Колыме, замёрзнет в пути, людская масса превратится в каменно- ледяной цветок, пылающий болью.
Всем этапам и каждому зеку в отдельности, всем кто не вернулся, остался в вечной мерзлоте - посвящена эта работа художника", - подчеркнула Вера Смирнова.