Российский режиссер Юрий Быков ("Метод", "Майор", "Дурак") снял новую картину "Завод". В Магадане ее показали в единственном кинотеатре "Радуга", сеанс в 23.50 - привет министру культуры Мединскому, который всё продвигает наше кино.
Оно и понятно, "Завод" – не "Т-34", который шел, даже когда в интернете появилась качественная версия. Там нет танков и патриотизма, нет войны – в том понимании, которое имеют наши "рулевые".
Там другая война, рутинная, ежедневная, с запахом стали, плесени и дешевых сигарет. Война с самим собой, когда с утра надо не повеситься, а заставить себя влезть в китайский "Абибас" с пузырями и погнать на работу.
А вечером постараться не умереть от дешевой водки и мыслей, которые нужно глушить: той же водкой ли или телевизором.
Сюжет картины Быкова полностью отражает название: лаконичен и прост как зубило.
Местный олигарх решил закрыть нерентабельное производство – металлургическое предприятие, которое давно дышит на ладан, но дает работу большинству местных жителей. Мужикам на сходе объясняют, что работают они последние пару недель, а дальше - на улицу с кошачьим пособием.
Работяги погуторили и разошлись, но пятеро человек объединяются, чтобы вершить справедливость: похитить владельца завода и стребовать денег.
Сюжет на две копейки, а дальше начинается Быков. Он показывает три правды: работяги, бизнесмена и мента, и все они имеют право на жизнь. Но эти правды выгрызают вам печень своей нелюбовью, немилосердием, хотя и абсолютно понятны.
Олигарх уверен, что он прав: закрывает бизнес, который не приносит денег. Вместо людей он давно видит цифры, а скорее, железную стружку, которую можно смахнуть с верстака в любой момент. "Справедливости нет", - утверждает герой Смолякова, и он прав – в его мире нелюдей справедливости давно нет.
"Почему другим все, а мне ничего", "Что тебя не устраивает? – все", - говорит главный герой и мститель картины "Седой" (Денис Шведов). Он давно потерял человеческий облик, оставил его с глазом где-то на войне. Ему бы выть волком и глушить горькую, но он тащит себя на завод, чтобы еще хоть как-то существовать. А зачем – он давно не знает.
Видно, осознавая, что после увольнения с работы он окончательно утратит связь с социумом, он заражается идеей: с ним, со всеми поступают несправедливо. И делает то, что умеет лучше всего: берет в руки автомат, а затем начинает исправлять мир так, как это понимает.
Еще одна правда – у мента, который с нарядом СОБРа прилетает к месту действа.
Он - офицер, но честь ему давно заменил мобильник: по нему ему говорят, когда оскалиться и рвать, а когда лечь в будку и не мешать.
Видя, что с одной и с другой стороны люди с оружием, и сейчас прольется кровь, он спокойно уезжает по звонку. Чтобы затем вернуться по звонку и "отработать" засевшего Седого. Приказ начальства – закон, он не думает о чем-то, что выше закона.
Быков в этом фильме выдавил квинтэссенцию того, что происходит в стране. Бунтовщики согласны на бунт, пока есть возможность отхода, пока все решается между ними и охраной олигарха. Становиться героями через СМИ им не нужно, потому что страшно открыть лицо, страшно "сесть", страшно потерять то подобие жизни, которое у них есть.
"Пугачевы" рассыпаются при первом давлении и согласны сдать всех, да и сдают. Одному "Седому" терять нечего, и к концу фильма он, наконец, превращается в того самого загнанного волка, с которым боролся в себе всю дорогу.
"Ну как он? – умер", - все, что говорят о нем после штурма. И ничего больше не будет.
Быков в фильме пытается разобраться, что делать? И дает свои ответы: лидером бунта станет лишь тот, кому нечего терять. Но он останется один, потому что и его соратникам, и сочувствующим по ту сторону баррикад, как раз есть за что цепляться.
Быков показывает и еще одну важную вещь. Общее благо в России защищать никто не готов, только личное. Получить что-то путем волнений можно только для себя: свои деньги, отстоять свой привычный и мелкий уклад.
Потому что в случае провала можно договориться: власть всегда благосклонна к бандитам и жестока с теми, кто посягает на ее основы. Этот порог переступает только тот, кто готов на личную жертву.
В старом советском анекдоте два червяка сидят в навозной куче. Червячок-сын спрашивает у червячка-отца:
- Папа, а правда что червяки в яблочках живут?
- Да, сынок, правда.
- Пап, а правда, что червячки и в мясе живут?
- Да, сынок, правда
- Пап, так почему же мы тогда с тобой в дерьме живем?
- Потому что это наша Родина, сынок.
В версии Быкова анекдот должен заканчиваться так: "Потому что справедливости нет".
Ну и "вишенка" на торте. В фильме появляются представители СМИ, которых вызывает "Седой". И договаривается с ними, что олигарх "под дулом" расскажет, как собирается закрыть завод, выгнать всех на улицу без денег. Те обещают приехать с подмогой для съемки.
Никто так и не приехал.
Будьте в курсе новостей! Вступайте в новую группу "Весьма" в WhatsApp, нажав на слово: